Previous Entry Поделиться Next Entry
hund

Приучение к драме с младых ногтей

Первое, что теперь мне бросается в глаза в школьной традиции сочинений о погоде, сочинений по картине с пейзажем - это натаскивание на драматизацию. Помню, как мучительно было придумывать себе чувства, которые надо испытывать, глядя на картину. В первых трёх - пяти классах это ещё мучительно, но потом пишется как по накатанной, пока не поверишь к старшим классам, что это и есть твои чувства, что ты напридумывал. А главное, этому уже натаскали всяких поэтов-песенников с грустными берёзами и злыми вьюгами. Только значительно потом понимаешь, какая всё это неправда, брехня и гадость. Как спокойно всё это вокруг, без драматики: деревья, ручьи и даже вьюги. Кстати, вообще визуальное всё очень спокойно, статично, если это только не явная агрессия и пожар. Лучше бы эту недраматичность учили видеть, а не тому, как беспокойства всякие (кстати, не всякие, а весьма определённые, шаблонные) деревьям, ветру, а потом и людям надумывать. С другой стороны, драматизировано всё (но по-разному!), и надо готовить к этому маленького человека. Но можно всю эту драматургию преподавать и полегче, подистантнее, как упражнение в частной, а вовсе не во всеобщей, драматургии и в словесности, а не как жёстко тематизированный и подлежащий усвоению национальный, человеческий и т.п. код.

  • 1
mae_stone 3 февраля, 6:55
Точно так же, кстати, происходит приучение к одушевлению природы. я помню, читала про исследование психологическое, в котором детей из примитивных племен проверяли, одушевляют ли они окружающие объекты, и выяснилось, что вообще нет (когда им предлагали идею, что "лодка сама отвязалась, потому что хотела уплыть", они просто не понимали, о чем идет речь, ведь лодка - не живая. И так далее) Это доказательством на тот момент стало, что у детей одушевление и всяческий пантеизм не рождается автоматически, от природы, и что это социальное поведение, которое передается от родителей.

berlinguide 3 февраля, 7:20
О, одушевить всё очень важно - тогда можно контролировать и весь оживший зоопарк и его посетителей.

avla 3 февраля, 7:12
Да, помню, меня от этого очень воротило, "придумывать чувства",
как мне нравится Наташа Ростова
или как меня потряс психологизм Достоевского (тьфу)

А в самом раннем детстве помню меня раздражали бесконечные стишки и песенки
про то как мы все любим зиму и снег, и как Пушкин любил зиму и снег,
а мы всё это должны были рассказывать и петь.
но я тогда в 5-6 лет уже знал что взрослые лицемерят и говорят о чувствах которых не испытывают,
я был уверен что и остальные люди прекрасно понимают что зима и снег никуда не годятся,
что это просто смертельный холод и больше ничего.
И я их люто ненавидел - зиму и снег.

сейчас уже нет такого острого чувства, я уже 7 лет не видел снега,
но в общем хоть бы его и вовсе не было.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account