Вчера подобные вопросы задавали мне студенты. Я говорил о том, что любая система, коммуникация существует пока есть основание-ресурс, который всегда качественно многообразнее системы, и пока он есть, никто не разбегается, а наоборот, организуется система распределения этого ресурса, который принято называть социальным (общественным) благом, а саму систему - обществом. Кто-то из присутствовавших верно мне заметил, что в моих рассуждениях главенствует принцип необходимости: люди собираются, стало быть, по необходимости, и общ-ая система есть очередь за благом. Ещё он сказал, что люди и сами производят благо, а не только перераспределяют его. (Тут я против, потому что благо оно вообще дармовое - энергия, воздух, тела, нефть прёт из земли, пшеница прёт тоже - всё прёт почти даром. Да и люди сами по себе, да и в своей общности - тоже часть блага, прут, и от этого чаще всего хорошо).
Я не мог объяснить ему только то, почему всё же люди собираются, когда никакой нефти нет, никаких смыслов, помогающих добывать эту нефть - тоже нет. Я предложил ему тогда обратить внимание на Платона, у которого соц. благо - это миров. гармония в отд. взятом месте. Перераспределяется гармония. Гармония как ресурс. Гармония может быть ресурсом в несовершенном мире. Несовершенен каждый, мпотому что в каждом из нас, недоделков, неравновесное сочетание первичных элементов-стихий. Нас всех тут жалеть нужно. Гармония же и совершенство есть равновесное состояние первичных стихий в отдельно взятом теле, душе или месте. Вспомни, говорю, первочеловека Платона - супергармоничное круглое тело с равновесностью первоэлементов. А потом было разделено, дисгармонизировано. Вспомни теперь гороскопы и вообще алхимию всякую. Гармония - это равновесие элементов, все гороскопы подбирают вещи и людей и события в пару вещам, людям и местам по принципу сочетаемости стихий. Так и социум Платона - это система перераспределения, вернее, точного распределения мировой гармонии, манифестированной в сочетаемости добродетелей, кои в свою очередь являются проекциями первич. стихий и по добродетелям у Платона формируются общ-ые "классы".
Но вообще-то, опять же, мы не вышли за пределы принципа необходимости. Я не знаю, почему происходит то, что описывает
