Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:

просвещение (альтруизм) как риторика

Сейчас в ЖЖ нет уже истинных просвещенцев. Ушло время. Почему? Один из ответов: потому что появилось много социальных сетей, и уже можно найти свой круг, особо не вкладываясь.

Интересно, что просвещенцы, впрочем, не только искали свой круг как уже существующий, но и формировали его, образовывали.

Именно в блогах это видно в отличие от социальных сетей. Социальные сети - поле адекватности и сигнальности. Есть некоторая среда, группа, и важно туда только правильно влиться и вливать понемногу. Можно даже ничего и не вливать, просто сигнализировать о своем присутствии и адекватности, схожести. Лайкай, проходи тесты, вливайся в голосования - и будет тебе счастье.

Социальная сеть - это пространство схожести, повтора, адекватности. Иное дело блоги с массивными текстам, развернутыми дискуссиями, предлагающие рельефный языковой (прежде всего языковой) материал, а только вариабельный языковой материал и поныне может считаться критической массой, а не просто массой повторяющегося подобия и благого упадания в сходство.

Итак, просвещенцы, что ими движет, куда?

На заре ЖЖ они вели курсы латинского языка. Сибирского языка. Повествовали о философии в режиме уроков.

И так далее.

Я хочу вот что сказать: просвещенец не столько влияет на свою референтную группу, сколько сам её накликает, призывает, притягивает.

Как правило, все просвещенцы были из провинции. Например, блоги москвичей - это были или интересные цельные повествования из локальности и особости определенной группы, или же просто обычное что-то фотка-текст без какой-то тоже попытки преодоления границ.

Истинные перекрестные опыления происходили в блогах просвещенцев, тусня, движуха, моральные холивары (типа кого спасти из огня, любимую морскую свинку, или соседскую девочку-хамку), собиравшие тысячи комментариев. У просвещенцев хватало время на всех.

В основе этой риторики лежало как раз то, что человек лишен своей желанной группы присутствия, референтной группы, и он ее мыслит, пишет, призывает, прикармливает, окормляет, останавливается в ней и останавливает на себе ее внимание.

Например, интереснейшая часть моего блога была написана в первые два-три года после отъезда из России, в резком и неожиданном изменении жизненных условий, в долговременном стрессе, ну в общем, лишения всякие, лишение обещанных поначалу полагавшихся благ и привелегий вследствие унрикально быстрого развода, травля по родительским правам, по праву проживания здесь, незнание языка, тотальная порой беспомощность, удаление от круга знакомых, друзей, профессии и так далее. Ад.

Но для социализации было все же полезно поддерживать просто первычные паттерны идентификации, здорового социального поля, чтобы совсем их не растерять в пустынности первых лет эмиграции и особых условий этой моей эмиграции.

И это делалось через письмо в блоге. Притом, что блогу я и не уделял много времени (его было очень мало, нужно было постоянно трепвыхаться и противостоять). Как ни странно, письмо не становилось побегом из социального поля, а работало на социализацию.

Причем ярко просвещенчески.

И вот так вот всякие куда-то выброшенные моделируют, призывают, камлают себе сообщество. И получается, надо сказать.

Впрочем, кажется, оно и до переезда получалось. Когда я был отлично интегрирован в свою жизнь в России. Почему-то я очень много и хорошо писал, эксплицировал, постоянно приобретая новые интересные круги собеседников, участие, соратников даже.

Зачем я эксплицировал, кого я призывал?

Ну, это у меня сильный маскулинный паттерн работал! То есть желание сделать жизнь круче, лучше, выцти к другим берегам, к другим компаниям, людям, знаниям.

Или же поведение ребенка-невротика работало по схеме: "О! Это не моя жизнь! Это не мои родители! Я достоин большего!" Ну не, впрочем, такого у меня не было, я всегда ощущал себя на своем местев жизни, заслуженно и не фыркая. И вообще чего фыркать-то, мои друзья и коллеги многие - самые лучшие. Так что скорее первое работало (экспансивная маскулинность) - ведь меня всегда распирало рассказать, как все неебически круто, и тем получить еще больше сторонников.

То есть не только выброшенность делает просвещенца просвещенцем, но и хорошая укоренённость, вброшенность, вовлечённость. Осознаётся как ресурс, драгоценность, хорошая разменная вещь.
Tags: ЖЖ, альтруизм, гендер, коммуникация, редкие попытки срефлексировать, эмиграция, этика
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил в старой книжке по физиогномике: шишки юношеского целомудрия. Представилось, конечно, сразу больше подобных выступов и наростов, так, что…

  • Что такое Берлин

    Опять в почтовых ящиках листовки от ковид-диссидентки (соседка, пишет листовки анонимно на четыре дома, но все давно знают, кто это). Краткое…

  • Вкус преступления

    А я неделю (три занятия) прогулял в народном университете, а сегодня вернулся, там у всех серьёзно подвинулась крыша. Меня с подозрением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Встретил в старой книжке по физиогномике: шишки юношеского целомудрия. Представилось, конечно, сразу больше подобных выступов и наростов, так, что…

  • Что такое Берлин

    Опять в почтовых ящиках листовки от ковид-диссидентки (соседка, пишет листовки анонимно на четыре дома, но все давно знают, кто это). Краткое…

  • Вкус преступления

    А я неделю (три занятия) прогулял в народном университете, а сегодня вернулся, там у всех серьёзно подвинулась крыша. Меня с подозрением…