Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:
"...Эту дверь я держал полуотворённой и играл ею, глядя сонными глазами на пар, поднимающийся из приготовленной ванны, на расписное окно за ней с двумя рыцарями, состоящими из цветных прямоугольников, на до-линнеевскую ночницу, ударявшуюся о жестяной рефлектор керосиновой лампы, жёлтый свет которой, сквозь пар, сказочно озарял флотилью в ванне: большой, приятный плавучий градусник в деревянной оправе, с отсыревшей верёвкой, продетой в глазок ручки, целлулоидного лебедя, лодочку, меня в ней с тристановой арфой. Наклоняясь с насиженной доски, я прилаживал лоб к удивительно удобной краевой грани двери, слегка двигая её туда-сюда своей прижатой головой. Сонный ритм проникал меня всего, капал кран, барабанила бабочка; и впрок сопрягая звуковые узоры со зрительными, я упирался взглядом в линолеум и находил в ступенчатом рисунке его лабиринта щиты и стяги, и зубчатые стены, и шлемы в профиль. Обращаюсь ко всем родителям и наставникам: никогда не говорите ребёнку «Поторопись!».

…балуйте детей побольше, господа, вы не знаете, что их ожидает!.."

Как раз именно поэтому, что сказано Набоковым в «Других берегах», я передумал ехать в деревню, где я только бы и делал, что спал, я останусь в Омске провести время с Машей. У меня уже недели две чувство, что она мной как-то заброшена. Вот, кончились занятия в школе - и раз - я её в деревню сбагрил. А последнюю неделю, пока она училась, у меня не было нисколько для неё свободного времени (много времени отняла). Две недели чувство, что а где Маша?. На завтра я купил билеты нам в ТЮЗ и на мультфильм "Волшебный лес". Завтра она приедет из деревни со своим другом Максимом: его родителям нужно в Омск, а Маша решила в деревне не задерживаться в этот раз. Ещё мы пойдём в бассейн, куда она давно меня звала, но я ни разу не ходил. И на её танцы, у них маленький смотр на предмет того, кто лучше садится н шпагат и ещё какие-то фигуры и небольшой танец. В воскресенье мы едем на Учхоз забрать большую коробку с диафильмами (на прошлой неделе мы угробили около полутораста диафильмов: дело в том, что они трескались и ломались - пересохли, и я решил их размочить. Мы сложили их в кастрюлю и оставили размокать. Размокали они четыре дня потому, что никто о них не вспоминал до выходных, а в кастрюле была потом чистая целлулоидная плёнка и лохмотья эмульсионного фотослоя; но это не беда, хотя, конечно, очень жалко, Маша плакала. Не беда, потому что на Учхозе есть ещё около двухсот диафильмов, которые я привёз шесть лет назад из Игарки, но которые так и не доходили руки забрать. Думаю, забери мы их, то их постигла та же участь бы, что и размоченные на днях), а также в воскресенье будем их смотреть. А в понедельник, оказывающийся выходным, я пока не знаю, что мы будем делать. Наверное, ничего. Стоит хорошая погода, постоянно звонят её друзья, зовут её гулять, начались санки-горки.

Мне все говорят, что ребёнок у нас растёт в избалованности. Да какое там в избалованности: я про деньги, мне каж., у неё многого нет. Но избаловывать - пусть так - это принцип, которого я всегда придерживался, вернее, я от него не удерживаюсь никогда, а не придерживаюсь. Да я и не знаю, что думают те, кто так говорят. Мне каж., все так воспитывают детей (хотя, я мало с кем общаюсь вообще, а в книжках всегда - "исключительные люди в исключительных обстоятельствах", что в худлит, что в психологич. лит-ре, наверное, и в ЖЖ, хотя, в ЖЖ я очень мало встречаю записей о детях, но что встречаю, вернее, слежу и читаю - skvonk, centralasian - это как раз то же отношение к детям, которое я с подачи некоторых лиц называю "баловать"). Сама Маша на днях мне определила баловство так: это когда хочется всего, а просто-желание (не баловство) - это когда хочется чего-то определённого. Это определение возникло в ситуации со свиньями. Свинка у нас беременна, и постоянно просит есть. Но Маша не знала, что она беременна (детёныши стали шевелиться только на днях) и ходила и зыкала на неё "Ну что ты кричишь, я тебя кормила, вон и то лежит, и то лежит". А я слыша этой свист надрывный свиной, всегда Маше говорю "Дай им чего-нибудь". Маша мне ответила, что "Да она просто избаловалась уже с этим твоим дай им чего-нибудь". Конечно, у свинок есть такая черта, как обжорство и гурманство (разнообразие в пище и последовательность блюд для них значимы), а также к хорошему они привыкают очень быстро - и часто усваивают, что стоит посвистеть, так сразу же летят к ним в коробку всякие овощи. Но эти наши теперешие свиньи - они иные, они живут почти впроголодь: я сам принципиально не кормлю их и не обращаю на них внимания, и завести их было инициативой только Маши, она их предпочла собаке (которую хотела, но которую, рассудив, что она не потянет, да и мы все собаку, особенно щенка, не потянем, - не купили, хотя после того, как летом померла Брунгильда, она хотела продать Кучика и на эти деньги купить таксу). Наши свиньи знают, что свистеть и жаловаться на жизнь бесполезно. Как только Маша узнала, что свинка беременна, она мне и выдала определение избалованности. Поведение свинки стало оцениваться как болезненное поведение беременной свинки, которой много чего нужно съесть. "А детёнышей мы продадим как раз на Новый Год, когда всем детям нужны подарки, а я потом подешевле куплю таксу на каникулах".

Нет, она не избалованная, она очень рассудительная. Всегда её желания мы стремимся удовлетворить, это да (потому что что мы вобще мало можем, наверное, так хоть то немногое, что она хочет). Но это не делает её, поверьте, избалованной. То, что деньги на таксу она копит - так то только её желание, она хочет, чтобы это была только её собака, которую она сама себе купит даже, она поставила такую цель ("...все будут знать, что я сама её себе купила...").

Короче, я начал с того, что хотел объяснить, что к желаниям детей нужно быть внимательным, ценить их. Больше мне сказать и нечего было. Случайно нашёл об этом абзац у Набокова. Комфортный, компактный ненадрывный мир в "Других берегах". Что причиной? основанием? Письмо, которым исполены детские вопоминания и детское восприятие (Маша рассказывает мне не хуже всегда, чем Набоков) - оно точно такое же по природе, структуре, даже формально-текстовым показателям, что и "взрослое" письмо Набокова. У Набокова всегда речь идёт о мере вещей. Мне его мера очень близка, вернее, чувство меры. Думаю, большинство трагизмов всяких, пизданутиков-героев и сюжетов литературных второй половины 20-го века - это трагизм инфантильный, от того, что нет никакого чувства меры вещей, или есть, но - извращённое чувство меры вещей. Это или избалованные в дурном смысле дети, или дети забитые, извращённые самой природой окружавшей их любви-не-любви. Прорва акцидентального агрессивно рвущего душу говна в современном кино и литературе - это как-то очень связано с инфантилизмом-избалованностью. Сюжеты его: невосполненность ущербных, ротожопия избалованных, история извращений и их последствий. Ну а у Набокова вещи организованы не по принципу избаловывающего потока, смывающего грехи и залечивающего мифически-идиотические инфантильные раны, а по принципу любви, симпатии, соположения, совпадения. Они организованы глубиной, качественной многомерностью, а не потоковостью-количеством.
Tags: Маша, Учхоз, детство, литература, свинки, философия
Subscribe

  • И снова о природности, данности и о конвенциональности

    Речь идёт о социальной одобряемости. По мнению Кураева, и церкви в целом, она влиятельнее, чем бесами, природой данная сексуальность. С этой точки…

  • Спасли Ленинград

    Фильм "Спасти Ленинград" интересен, во-первых, тем, что как же так получилось, что к блокаде Ленинграда на Ладоге осталось всего несколько гнилых…

  • Завод (2019)

    Фильм "Завод" красота: все работают на благо России - бандюки, рабочие, администрация завода, полиция. Только есть недопонимания частные, они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments