Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Categories:

"Закрытое общество": художественная фотография в ГДР, 1949 - 1989 (выставка)

Я сравнительно недавний житель Германии и житель Берлина, но могу уже отметить, что мне сразу понравилось и показалось новым на этой выставке: тема ГДР перестала быть намертво связана с темой падения Стены и утверждения ФРГ повсеместно.

Можно видеть теперь (когда однобокая политическая ангажированность вокруг ГДР поутихла) то, что всё же думали в ГДР помимо этой магистральной темы, что люди вообще смогли общечеловечески интересного там придумать. И второе: посмотреть уже несколько непредвзято, а как же они там жили без мистификации и политизации этого там.

Некоторые такие моменты я начал давно замечать, впервые, когда ездил в самую ГДР-овскую глушь маленьких городков встречаться с моим ребёнком, и там, в поисках того, где бы провести время, мы часто посещали музеи и галереи, где выставлялись картины, фотографии региональных художников, и там я видел, что за обыденная жизнь была, что рисовали люди. И это было вовсе неплохо, а часто и интереснее, чем "западное искусство". Нет, не то чтобы "бедненько, но прочувствованно", да нет же, а вообще не касаясь тем капитализма и борьбы с ним или с коммунизмом, но темы постоянные - возраст, красота, повседневность и т.п.

Некоторые такие моменты есть и в Берлине, я пытался их фотографировать и описывать. Даже любимые мной восточноберлинские панки, фотографированные Нан Голдин с очень близкого расстояния, и также и как субкультура, более, впрочем, возрастная, чем протестно-политическая (и то, что она возрастная, представляется мне интереснее и важнее чем то, что она политически вдохновлена и тематизирована) - они несли много интересного, побольше, чем чаще всего однобокая политическая ангажированность жителей западного Берлина, которые всю жизнь были дотируемой витриной капитализма и Запада для Востока (кто до сих пор не в курсе: западный Берлин был островом ФРГ в ГДР с единственной пятисоткилометровой автодорогой в западную часть и с самолётным сообщением, половинкой города, обнесённой стеной среди ГДР). Или вот один из последних известных документальных фильмов о ГДР, собравший много зрителей в кинотеатрах и которому посвящено теперь множество фан-страничек в сети - This ain't California - он уже не о панках, а о другом, совсем не политизированном молодёжном движении, скорее и не о движении, а именно что постоянно проблематизирует тему движения и повседневности, говорит о том, что люди собирались и по другим основаниям вместе, не только для того, чтобы выпить и поиграть на гитаре, но и не для того, чтобы покритиковать режым. Или вот последний ГДР-овский фильм, снятый в DEFA, центральнейшей пропагандистнейшей киностудии типа "Киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького" - он совсем не о панках, не о политической свободе, не о преддверии стены и соединении с мечтой о Западе, он, да, в лучших традициях морально-этического красивого советского кино про школьников, которые обсуждают морально-этические проблемы, но он всё же про учителя-гея и про его более продвинутого в вопросах пола и морали друга-ученика (учитель ебёт парня, ебёт его и плачет, о своей загубленной душе и чёрт знает вообще о чём).

Это очень нужно и важно, чтобы были темы большие, чем современность, какой бы выстраданной и героической она ни была.



Фотография лета 2012, наши соседи по веранде в одном курортном месте читают большую, на весь разворот, статью об этом фильме и о повседневности ГДР в моей любимой газете Süddeutsche Zeitung... тоже нравится мне эта страна тем, что встречаешь людей, которые читают одну с тобой газету и обсуждают написанное в ней с тобой, встретившись случайно

В общем, на этой выставке у меня было такое звенящее восторженное настроение правоты, фразой "На Марсе жизнь есть!" его можно передать, она ко мне и пришла на выставке, и это совсем не оттого, что я поклонник СССР или ГДР или пионерского образа жизни или чего-то такого (на фотках такого и нет, как и не только повседневность, но и думы об искусстве и высокое фотоискусство ГДР, это именно художественное фото собрано там). Скорее, некоторое культурное удушение по поводу прошлого чувствую, и это мне не нравится, ограниченность взглядов назад. Да куда угодно, и уже притом беспричинная (когда на мозги может уже и не давить радость по поводу разрушения Стены).





Peter Oehlmann, Восточный Берлин



Он же, из серии "Картинки Серой Страны"



Дальше я, пожалуй, без имён фотографов, а то мне надоедает их печатать, вспомнилось, что справочно можно озаботиться в Гугле, или спросить в комментариях, короче, дальше если только особенно что-то значимо и стоит прокомментировать, что-то пишу. Таким образом, если подписи не стоит непосредственно под фотографией, то авторством можно поинтересоваться в Гугле или у меня в комментариях.

Сами фотографии я пытался найти через Гугль, а которые не нашёл, то с моего фотоаппарата без особенной правки, прошу простить. Короче, получилось чёрт ногу сломит, но все эти загрузки-копошения по серверам, подписи и прочая рутина аккуратничанья и библиографической доблести очень мне что-то надоели в наш-то век когда всё само прикрепляться уже должно и интернет пора без проводов уже провести прямо в голову. Или лучше прямо из головы в голову без всей этой возни с фотоаппаратами и загрузками-нагрузками по серверам.



А вот много было фотографий Christian-а Borchert-а, целая стена простых ГДР-овских семей с подписями профессий отцов семей, одна стена работниц-женщин на руинах Берлина, и потом одна стена фотографий актрис ГДР-овских театров, тоже его работы.





Арно Фишер









Ursula Arnold, тоже фотографии Берлина







А это фото Сибил Бергеман, очень интересная фотограф, я был на её выставке в восемь огромных залов, там были все стены в её поляроидных отличных снимках квартиры и друзей того же времени что этот зал Дворца Республики в центре Берлина, который снесли недавно по идеологическим причинам, да и по архитектурным - это был типовой ДК.



Тоже её фото.



А это вообще знатный перец, Matthias Hoch, было много фотографий берлинских станций метро. Они большинством такие и остались. Берлин всё ещё отстраивается, кстати. И после войны и после ГДР.

Вот здесь ещё его картинки и Сибил Бергман и других в хорошем разрешении.



Ulrich Wüst, это огромная туманная берлинская серия, я был в восторге сегодня. У нас что-то таких деньков так и нет с начала осени. Она очень болдинская идёт, сухая, солнечная, а такие сырые дни мне нравятся. Промозглые. Не много чтобы их было, но чтобы были для контраста.



Это и далее (до нового объявления... ой, всё же как тупо я поступил, выбрав такую странную систему справок-несправок) картинки Гундулы Шульце-Эльдови.

















Увы, у одной стены с её фотографиями, где сфотографированы сцены игр детей, и они часто голые, придурочно стоит тётенька-надсмотрщица или как их там называют и всем даже издали запрещает фотографировать. В интернете тоже всё потёрто.

Я не понимаю, а как же на публичное обозрение выставлено?!

Ну и далее ещё 42 фотографии уже с моего фотоаппарата, разнобой и вышеназванные заинтересовавшие меня авторы, но эти работы в сети мне не встретились.

ddr_ausstellung_01

ddr_ausstellung_01 (62)

ddr_ausstellung_01 (60)

ddr_ausstellung_01 (57)

ddr_ausstellung_01 (56)

ddr_ausstellung_01 (55)

ddr_ausstellung_01 (54)

ddr_ausstellung_01 (53)

ddr_ausstellung_01 (52)

ddr_ausstellung_01 (51)

ddr_ausstellung_01 (47)

ddr_ausstellung_01 (45)

ddr_ausstellung_01 (43)

ddr_ausstellung_01 (42)

ddr_ausstellung_01 (41)

ddr_ausstellung_01 (38)

ddr_ausstellung_01 (37)

ddr_ausstellung_01 (35)

ddr_ausstellung_01 (34)

ddr_ausstellung_01 (33)

ddr_ausstellung_01 (31)

ddr_ausstellung_01 (30)

ddr_ausstellung_01 (29)

ddr_ausstellung_01 (28)

ddr_ausstellung_01 (27)

ddr_ausstellung_01 (26)

ddr_ausstellung_01 (24)

ddr_ausstellung_01 (23)

ddr_ausstellung_01 (22)

ddr_ausstellung_01 (21)

ddr_ausstellung_01 (20)

ddr_ausstellung_01 (19)

ddr_ausstellung_01 (18)

ddr_ausstellung_01 (17)

ddr_ausstellung_01 (14)

ddr_ausstellung_01 (10)

ddr_ausstellung_01 (7)

ddr_ausstellung_01 (6)

ddr_ausstellung_01 (5)

ddr_ausstellung_01 (4)

ddr_ausstellung_01 (3)

ddr_ausstellung_01 (2)

Tags: Берлин, ГДР, выставки, повседневность, фотография
Subscribe

  • Масочный режим усиливается

    Немало людей теперь, с введением обязательного ношения медицинских масок, носит две маски сразу: сначала медицинская, а поверх ещё тряпочная…

  • Мушкетёры, маскозвери

    Masketiere - неологизм, созвучно немецкому Musketiere ("мушкетёры") и одновременно распадается на "маски" и "звери" (Tiere) - последнее, да…

  • Дорогие товарищи!

    Классное начало у фильма Кончаловского "Дорогие товарищи!", ход сразу в дамки: мать-сталинистка просыпается с утра в постели с каким-то мужиком,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments