Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:

Русский язык у детей в Берлине

Легче пошёл русский язык в этом году у одной чудесной девочки, которая сама из Москвы, ей восемь лет, очень не хотела год назад уже ни русским заниматься, ни немецким. Прошлый год был тяжёлый: 1) перестроиться и из русской и с немецкой школьной методы - потому как изучение русского ничем практически, кроме родительского проекта о двуязычной занятости ребёнка, не мотивировано... школа мотивирует тем, что хочется общаться, быть на уровне и так далее, а вот как изучать русский язык, да ещё дублировать на него школьную программу, разные понятия - непонятно ребёнку; 2) все эти начальные мелочи - буквы, чистописание, просто то, что можно иметь внятные мысли не только на немецком и говорить не только на нём; 3) сама структура занятости, дня, не так-то просто вместить мои двухчасовые три раза в неделю визиты плюс домашние задания... Только рисует она иллюстрации к театру, афиши, декорации, брошюрки - сама всегда охотно и много. Например, вот - это не последнее её творение, воронята из сказки "Златовласка", но это то из последнего, что она мне подарила в оригинале и я не затерял в своих бумажных завалах дома, успев отсканировать.

А в этом году база есть: ребёнок охотно пишет на русском, мы делаем театр для её семьи и друзей, с двуязычными программками-буклетами, ребёнок хочет правильно писать на русском плюс - самое главное - скорость чтения увеличилась так, что она именно что читает, а не пытается прочесть, не составить буквы в слово и опознать его, но это уже автоматически стало к концу ноября.

Теперь золотое время - правило за правилом. Упражнения, диктант, изложение или сочинение. Легко и пошло по накатанной через полтора года практически мук.

Вчера было смешно: не могла взять в ум, зачем выделять род у слов. Изучили, что род у слов есть, и иначе, чем у немецких он определяется. Я не с того сам начал, вернее. Обычно любая тема у меня так начинается: с вопроса и ответа, а зачем мне это надо? Надо привести ребёнка к ответу: а вот затем, чтобы выразить вот то и то доходчиво. И просто прибавляется интерес к языку, копание в нём. Ведь другой мотивации у меня для неё нет - всё на интересе, а давление и равнение на сверстников в такой ситуации изучения русского в Берлине - не работает.

Шипящие на конце слов: писать мягкий знак или не писать? Конечно, он там не нужен, но надо писать в женском роде. А определить род слов - надо постоянно включать мозг, чего ребёнок в восемь лет ещё автоматически делать не умеет. И ленится.

А вот если ребёнку сказать, что писать по-русски ночь без мягкого знака это всё равно что по-немецки говорить Мой жена пришёл домой - то сразу мозг начинает включаться и быстро доводит необходимые действия до автоматизма.

Всё на интересе, на эмоциях. Надо бы написать уже книжку про то, как учить языку детей, когда он им нафиг не нужен.

Иногда эмоции зашкаливают. Я, скажем так, тоже человек, особенно к вечеру, да и увлекаюсь процессом, и сам жаден до эмоций, до живости. Вчера шесть вечера, следующее правило, у нас ещё час впереди, позади день в школе и занятия в музыкальной школе.

Элла говорит: а правила больше не влезают, мозг выключился, шесть вечера, привет. Я ей: а мы попробуем собрать новое правило из старых, так сказать, на потухших угольках потухающего мозга ещё успеем. Ей идея понравилась. Но мозг-то выключился. Но она может, и ей будет интересно. Мне это известно. Если на минуту сделает усилие, поймёт, ей будет интересно. Через десять минут она формулирует правило, логику, почему в сочетаниях чк, чн мягкого знака не надо. Всё предельно просто. Но мозг потух и тут же забыла. И истерика. Ну я тоже устал. И говорю ей: иди отдохни, подумай, ещё раз вспомни, да хоть запиши, и на сегодня всё. Элла: я не буду писать, потух не только мозг, руки тоже окоченели, бумагу тоже не могу искать, устала (мы чаще всего ничего почти не пишем на уроках). Иди, - говорю, - к зеркалу в туалет и на лбу себе запиши, раз ты такая лентяйка, возьми прям чёрный фломастер и нафигачь себе на лбу это правило.

Пошла в туалет и таки написала на лбу правило жирным чёрным маркером...



Мама была малость шокирована такой педагогикой:) Ну да ладно, зато живенько, и правило точно запомнится. Я уже давно сказал, что так нагружать ребёнка нельзя.
Tags: potsdam, дети, педагогические заметки
Subscribe

  • (no subject)

    Ich kann tanzen – doch ich tanze nicht! Я могу танцевать - да, но вот, не танцую Ich kann singen – doch ich singe nicht! Да, я могу петь, но не…

  • Молодая русская берлинская проза: впечатления от вечера

    За последние два года я читал мои тексты раз пять. Четыре раза наброски к статьям по психоанализу. Понравилось. Но художественные тексты я мои не…

  • Вещи остывают?

    Чем похожи картины и таблетки и листы бумаги и книги - сегодня подумал, что своей отдельностью, счётностью, отстранённостью. Искусство в виде…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (no subject)

    Ich kann tanzen – doch ich tanze nicht! Я могу танцевать - да, но вот, не танцую Ich kann singen – doch ich singe nicht! Да, я могу петь, но не…

  • Молодая русская берлинская проза: впечатления от вечера

    За последние два года я читал мои тексты раз пять. Четыре раза наброски к статьям по психоанализу. Понравилось. Но художественные тексты я мои не…

  • Вещи остывают?

    Чем похожи картины и таблетки и листы бумаги и книги - сегодня подумал, что своей отдельностью, счётностью, отстранённостью. Искусство в виде…