Previous Entry Поделиться Next Entry
hund

Везде и всё - о том, как себя вести

Я хочу напомнить о том, что литература и философия и все искусства учат тому, как себя правильно вести.

Писатели не просто пишут как буквы компонуют по принципам красоты некой, а писать - это демонстрировать некое поведение. Рисовать - демонстрировать некое поведение. Да, подбор техник и объектов демонстрирует тоже некоторое поведение, приятие или неприятие, то есть, некоторых групповых установок. Невозможно написать что-то, не продемонстрировав некую позицию, поведение в группе, так как язык - уже материя, сгусток поведения. То есть, Платонов делает доступно зримым, например, мазохизм через речь своих героев и автора. Это важное групповое поведение - инсталлированное единичному члену коллектива шизорасщепление, умопомешательство, затруднение речи в прозе Платонова. И это общий тренд. Это поведение можно передавать не только прозой, а и просто, допустим, избивая кого-то в туалете. Но вот Платонов выбрал способ передачи такого поведения в массы (единичное избиение в туалете так не сработает широко, как хорошо написанная книжка про это, особенно в виде не картин мордой в парашу если кого, а когда все рассуждают уютно и в тепле и с довольным видом, в общем-то), плюс он ещё делает возможным и критику мазохизма, показывает поведение-критику в своей прозе.

Художник рисует пейзаж - казалось бы, что же в пейзаже за поведение? О, нет, ещё как много поведения! Отдельность берёз, наличие центра, силы тяжести, права-лева, точек-линий, сверху-снизу и так далее - рехнуться можно от обилия вшитого в пейзаж поведения, которое можно назвать "будь внимателен к структуре пространства, заради этого мы тебе это нарисовали". А уж сколько может быть сценариев антропоморфизации и в пейзаже, прочтения как "грусть полей" или там "радость весеннего солнца", "уют тёплого снега" и т.п.. А это всё поведения. И реакции на поведения. Напр., визуальность тёплого снега за окном на картине возникнет только если Вы заработали на квартиру, тёплый чай, плед, на неразбитое окно, на безопасность сидения и созерцания заоконья и так далее - море поведения в простом рисунке снежинок за окном.

А, так вот: гуманитарные науки - они все о поведении. Человека. Да, поведение делается, происходит на каком-то материале. Например, на материале букв и звуков - но эта объектная составляющая - не повод принимать объектность букв за возможную объективизацию материи поведения. То есть, литературоведение - никакая не естественная наука, а наука она о поведении. Как и философия - никакая не естественная наука (короче: не наука), так как нет у неё объекта иного, кроме человеческого мышления, а оно само продукт поведения людей в большей степени, чем проекция неких надуманных, отдельных от Поведения Вообще Всего В Мире правил поведения (например, камней или звёзд или протонов с нейтронами) - мышление не объективно, оно не обладает какими-то, то есть, постронними внешними поведению свойствами.

Это пустые споры, что оно, о чём оно, наше мышление, что оно описывает своей структурой, что оно отображает, подо что подогнано - оно есть проекция логики материй, которые нас окружают, в нашу голову или же оно - это некое "наше" поведение по отношению к этим материям? Это не вопрос.

Само наше поведение - никакое не наше от А до Я. Этот алфавит наполнен и логиками вещей - проекциями их логик в нашу голову и жизнь, конечно же.

UPD.: Всё же, различна коммуникация с сговорчивыми (сородичи) и с несговорчивыми (атомы, древесина, свинина, электричество).

  • 1
freesopher 18 февраля, 2016
Можно сказать: "поведение", а можно: "взаимодействие", - есть разница?

berlinguide 18 февраля, 2016
Небольшая.

Поведение - в человеческой группе.

Взаимодействие - всё же может быть и с вещами.

Например, я вчера стол решил вот дома сделать пониже. Мало что склеивалось в этой работе, взаимодействии.

Не склеивалось моё поведение с поведением стола. Ножки его вели себя неверно. И мои ручки не могли уловить поведения его ножек. Возникли объективные противоречия. Началось платоновское замедление. Я подчинил свой ум и ручки логике стола, впал в мазохизм.

Ммммм... поведение со столом отличается от поведения с членом человеческой группы. Стол менее сговорчив. Был бы сговорчивее - я бы его просто попросил, или отсосал бы у него, и он бы стал как надо!

Но нет, от его несговорчивсти возникли Объективные Свойства. Он показывал мне их в том, что всё не склеивалось.

Отсюда мораль: с членами группы поведение, а с такими несговорчивыи личностями, как стол - взаимодействие.

berlinguide 18 февраля, 2016
Атомы и стол несговорчивы. Ну, мало сговорчивы. До поры до времени. Например, электричество стало сговорчиво, беспрекословным стало. Шёлковым. С ним поведение. А атом и стол несговорчивы, трудны в обращении. С ними - взаимодействие и холодная несговорчивость в ответ, то есть, объективность. А люди посговорчивее. Им в ответ - поведение.

berlinguide 18 февраля, 2016
То есть, искусства в понимании с нового времени, а не как просто умения - они в сфере сговорчивости и группы себе подобных лиц. Они об этом. А вот "естественные науки" - там, где нет сговорчивости, где есть холодные атомы, они не сородичи сговорчивые.

freesopher 18 февраля, 2016
Да, но мы еще не учли, что, наряду с действием и взаимодействием, есть еще противодействие!

berlinguide 18 февраля, 2016
А, это из несговорчивости, это не сородичи, не группа. Это атомы так могут противиться расщеплению, но не сородичи. В группе противодейсивие - это всегда действие с другими:)

elijah_crow 18 февраля, 2016
"Я хочу напомнить о том, что литература и философия и все искусства учат тому, как себя правильно вести". - ну-ну.
Литература не учит. Она развлекает. Искусство отвечает только одной цели - лучшей коммуникации людей и возможности оперировать одними и теми же образами и понятиями.
Философия науки - это конечно, совсем не наука, но без нее наука существовать не может. Парадокс. Самое интересное, что естественная наука - это тоже продукт поведения людей.
Вообще, со времен средневековья прошло вроде бы много времени, а люди до сих пор гуманитарные науки путают с искусствами....

berlinguide 18 февраля, 2016
Улучшение коммуникации посредством чувственного удовольствования, игры на нервах, на удовольствии - ну... так себе развлечение. Плакать над стихами - развлечение? А духовную работу не хотите? А самопожертвание? А на баррикады?

Развлечение - не надо путать с отвлечением. Развлечение - это научение посредством пряника. Потому что везде только кнут.

Я не знаю никого, кто не развлекался бы с пользой. Развлечения без пользы у нас не поощряются, это онанизм и надо стыдиться.

elijah_crow 18 февраля, 2016
Плакать над стихами - это развлечение. Собственно искусство - это вариант игры. Другое дело, что игры важны для нашего существования. И да, это очень важно, когда вот "все плачут" над одними и теми де стихами. Это известный факт,слушая другого человека мы стремимся не понять, что он хочет нам сказать, а понять, что он хочет. И да, самопожертвование, баррикады, важные уроки - все это мы выносим из игр и искусства.
Польза не польза - это все отвлеченные понятия. 99,9% населения планеты занимаются онанизмом. Мы вот сейчас то же самое на самом деле делаем. У нашего мозга есть потребность усваивать новую информацию. И мы поэтому зависаем в интернете просматривая ленту новостей. Нам нравится переживать разные эмоции. Причем их очень интересно переживать в камерных, моделируемых, безопасных условиях книги, фильма или компьютерной игры.

berlinguide 18 февраля, 2016
В общем, мы оно и то же и сказали: учить и развлекать и плакать и польза - всё в одном! В том и есть синкретичная сила искусства! А онанизм - тоже секс.

elijah_crow 18 февраля, 2016
Я только к тому, что люди читают книги, смотрят кино и играют в игры ради развлечения. А сексом занимаются для удовольствия. А всякие побочные эффекты, вроде учебы, детей, снижения внутривидовой агрессси и венерических болезней - не более чем побочные эффекты. Вот такие вот уловки эволюции.

berlinguide 18 февраля, 2016
Развлечений не бывает. Бывает пряник в виде подкрепления положительными эмоциями. Это мы зовём развлечением. Игра в больничку - развлечение? А кому-тяжкий труд. А кому-то единственно доступный вид сексуальной игры.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account