Петербург своей травмированностью, культурой надрывного стыда, страдания, отсутствием в этом юмора, своими задёрнутыми шторами, это место государственной травмы - он очень мне напоминает маленькие немецкие городки. Их травмой стала Империя. Надо было победить французов. Бисмарк поехал объезжать немецкие земли, собирать их, чтобы единый кулак империи собрать. А они там колбасы делали и обжирались, ведьм жгли, пивом оппивались, замки белоснежные до небес строили, сказки братьев Гримм на ночь детям и другие страшилки читали, а не государственные героические легенды про мальчишей-кибальчишей рассказывали, Вагнера привечали и деньги на певичек тратили, работать не любили особо.
Вышел Бисмарк
И теперь все эти немецкие городки - место унылости, стыда, немецких якобы вековых добродетелей, орднунга. Зашторенные все даже днём (а в Берлине сразу людям бросается в глаза отсутствие штор и жалюзи этих, которые в маленьких городах и днём закрыты часто, и в шесть вечера с каменнм стуком падают). А всего-то там, как и в Питере - очень травмированные люди. Надоевшие, как и питерцы, своими страданиями, глубинами, стыдом, носительством высокой культуры, своими блокадами Ленинграда и прочими расчёсываемыми ранами.
А Берлин - когда-то столица этих прусских добродетелей, порки, стыда, муштры поначалу, как стала из прусской казармы имперской столицей, стала местом всемирной науки, искусства, город стал, и посейчас остаётся, и только усилил это - столицей пива, сосисок, праздника, новым Вавилоном, сбагрив травматические доблести по мелким городкам. Место, очень отличное от всей Германии своей жизнерадостностью. Всю порку, муштру Берлин бысто слил в образовавшиеся провинции. А вот с Питером так не произошло. Почему? Не знаю ответа.
А ещё в Петербурге жестокость. Много мерзавцев. Много садизма. Потому что пессимисты. Ставка на плохое в человеке. Так всегда, когда надо совершить быстро усилие, затянуть пояса. Вот так он дух города таким до сих пор и остался. Питер - это как немецкий маленький городок. Такая же травмированность с приходом империи. Когда людей воспитывали кнутом, ставка на кнут, на смерть, на запугивание, а не на пряник, не на то, что человек сам может проявить что-то хорошее.