Так и Довлатов: вечная авантюра надувания чужих, советских граждан, постоянный размен абстрактного добра советскости на личные денежки и статусы, тайный сговор со своими против чужих. Певец блата и вась-вася, похохатывающий над "совками" циник, довльный яркостью своего приключения, динамо-машиной которому служит нечеловеческий взрыв Советского Союза. Нет, это не еврейские типичные черты, нет. Но названы эти черты по имени евреев, увы, именно что потому, что евреи столетиями в Европе были поставлены в такие нездоровые условия отчуждения и приобретали такое поведение, которое создаётся свинскими условиями жертвы.
Увы, жертвы не становятся лучше от того, что они жертвы, они становятся только гаже и хуже, ещё больнее, укореняясь в своей травмированности жизни без корней, в затравленности барачной жизни.
Мерзость Довлатова - эти черты, "ервейство" в том смысле, как оно стало основой антисемитизма, картинок о жирном мерзком еврее, о всех, кто получает прибыль и всем остаётся чужим - он, в отличие от других, не сожалеет об этих чертах, он ими наслаждается, этим авантюрным рвачеством, постоянным нахождением мыла для проникновения в любую жопу, он вызывает праведный антисемитский гнев, ровно такой же, как
вызывают его подленькие боязливенькие гомосексуалисты, которых можно шантажировать их сексуальностью и считать глупо, что именно продажность и страх - сопутствуют однополой сексуальности, а не являются продуктом общественной ситуации преследования гомосесуала;
как наркоманы, которые за дозу родную маму зарежут, разделают и продадут, и якобы таковы - отшибание морали - последствия приёма героина, а не того, что наркомана криминализуют и травят;
и так далее все, кто вызывает антисемитский гнев, чья природа образовалась от травмы, а не потому что "сволочь по натуре".
Довлатов с этими чертами не работает, а, тупо смеясь, алчно и похотливо предчувствуя девяностые, совершенно безответственно постоянно высмеивает толпы и тонны советского, ровно как самый картинный еврей из самой махровой антисемитской пропаганды.
UPD.: Вот, меня уже взялись перевоспитывать от антисемитизма.
_________________________________
* Внимание, текст не содержит апологии антисемитизма. Но является попыткой понять и то, откуда взялся антисемитизм, равно как и проза Довлатова. "Еврей" во время Довлатова и сейчас в русском языке - понятие не национальное, а именно что старое, по советскому образцу употребления, когда евреями называли тех, кто евреем не был по крови. Например, евреем называли меня в университете, потому что был шибко умён и якобы хитроват. А у меня нет еврейства в крови. Но слово это, по отношению к одному человеку и по отношению к группе лиц, кто совсем не евреи по крови, я помню такое словоупотребление с детства.