Previous Entry Поделиться Next Entry
hund

Современная китайская литература



Как правильно Антон подметил прогрессорство, перерождение к добру и коммунизму у Стругацких. Так же точно, как тогда Стругацкие, сейчас пишут китайские лояльные к Партии писатели, всё ещё премированные Партией члены Союза Писателей, но уже понемногу ориентированные на прогресс, на Запад, на открытие в себе и в обществе новых движущих сил - для этого всего, по мысли китайских писателей, не нужно никакой особой черты характера, недовольства, революционности, мятежа, слома, а достаточно лишь активировать некую уже заложенную (Партией) программу.

Чего не хватает в рецензии Антона и не хватает современным китайским писателям - это атмосферы упоения кабинетной пылью административных кабинетов, кое упоение разлито и смачно описано во всех произведениях Стругацких: курение завкафедр у себя в кабинете, среди джойстиков и мониторов по управлению космическими фрегатами, сдувая пыль с папок личных дел и в осознании печёночной недостаточности от количества выпитого конька, подаренного иностранными товарищами, в ходе решения вопросов с ЦК, когда разруливание райкомовских интриг напрямую связано с траекториями космических армад.

Кстати, Стругацкие всё это уютное кабинетное наслаждение бюрократией (начавшееся, кажется, с мягкой акустики в коридорах рейхсканцелярии из "17 мгновений весны", когда по три минуты не слышно ничего, кроме тиканья часов и шагов по мягкому ковровому покрытию кабинетов, по переходам между ними и шуршания бумаги по обивке столов) писали упоительно добровольно, а вот китайские писатели уже это могут не выписывать ни подневольно, ни добровольно.

Не улавливают! Они попросту тупо технично, голливудно-глянцево пишут в китайском ссайенс-фикшн о том, как современные китайские фрегаты-роботы покоряют новые планеты и там реализуют постановления последнего съезда КПК. А лирики-то нет, нет мяса, нет старых этих начальственных продавленных кресел в прокуренных от глубочайших дум кабинетах.

  • 1
gutnikov_yira 5 января, 8:58
Меня в этом фэйсбучном отзыве больше всего зацепило упоминание о тоске и душевных страданиях как об атрибуте обеспеченной знати. Я совершенно с этим согласен, допустим, от силы один верхний процент населения мира может позволить себе английский сплин по полной программе.
Возможно, в этом и есть главная ошибка коммунистических картинок будущего. Да, люди, возможно, станут всемогущими, но при этом они будут предаваться отнюдь не бодрому покорению Галактики, а соревнованию в искусстве роскошного сплина.
У Майкла Муркока есть роман "Танцоры в конце времени", о предельно развитой цивилизации всемогущих людей, которые живут вечную жизнь в красивой тоске, ежедневно бросаясь в пропасть с живописных скал, чтобы ожить вновь и броситься с какой-нибудь новой скалы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account