Дальше как по накатанной дорожке обильно разрастающееся символическое поле, создание тридцати четырёх на сегодня заповедников панд, попытки размножения в неволе (все, кроме одной, пока что неудачные). Не очень интересно мне описывать всё это поле, например, оно здесь описано, но объективно на символ работает то, что панда постоянно ест, ест только бамбук и редко какие-то корнеплоды, панда постоянно занят очищением бамбука, панда молчалив и неагрессивен, панды ухаживают только за одним детёнышем, если рождаются два, то второго бросают и он умирает. Отсюда мораль: всегда работай, ешь молча, поменьше мяса, и размножайся с умом под присмотром партии (только с 27 декабря 2015 года разрешено иметь двоих детей, а не одного, как прежде). В общем, это и есть немногие требования партии к народу.
О фотографиях напишу лучше сверху, потому как совсем не все любят смотреть что-то. Сначал вход в "Дом Панды". Указатель рядом с Домом Панды снаружи, куда зачем идти. Мне указатель сразу напомнил крест. Прямо у порога на входе в Дом панды по левую руку стоит скелет панды. Это вообще первый панда, которого там встречаешь. Оказывается, это был первый родившийся в неволе панда. А рядом лежат инструменты, с помощью которых его родили. А вовсе не с помощью которых сделали скелет. Там же рядом стоят оригинальные соски и бутылочка, с помощью которых был вскормлён первый и единственный родившийся и выживший в неволе панда. Самый популярный плакат внутри Дома панды - это где панды сидят и жуют листья бамбука. Никаких листьев бамбука они в принципе не жуют. А самый популярный для фотографирования плакат там внутри павильона - это тот, на котором панды совокупляются, все школьники фотографируются на его фоне. Всего я медведей увидел в пяти павильонах (два закрытые и три на открытом воздухе) троих. Более-менее чистый и ещё не утративший любопытства медведь вышел из-под листьев, взобрался на дерево и сел рассматривать школьников. Другой медведь полчаса лежал среди объедков, а потом уселся у двери в дом, но её до пяти часов вечера всё равно не открывали. Если всё же панды позалегли по углам и попрятались под ветками с листьями и их не видно в вольерах, то можно фотографироваться с ними в павильне с искусственными пандами. Кроме сувенирных фото, домой можно взять с собой палочки для еды в виде бамбуковых стеблей и купить собственно бамбук рассадой в ведре.
Оставить свой автограф, как сказано в путеводителе по Дому панды, можно на стене пандопочитания, сделанной, по-моему, по заказу одной-единственной школой. Хотя, может быть, это была какая-то всекитайская акция. Фанатской стены со свободными надписями нет, работники зоопарка советуют её поискать, но к ней проводить отказываются.
Самый грустный медведь сидел постоянно у двери в убежище, медленно ел, уставившись в одну точку. Производит впечатление глубокомысленности. Если бы не такая зачуханность и не сидение в своих экскрементах, то да, вполне себе философский вид, и это его обездвиженное сидение в такой позе подолгу меня совсем пришибло позавчера.




















