Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Categories:

Приём виртуальной настойки опиума

"Однажды я спросила Шарлотту, принимала ли она когда-нибудь опиум, поскольку описание его воздействия в "Городке" точно совпадало с тем, что испытала я сама: живое и преувеличенное присутствие предметов и их контуры - размытые или подёрнутые золотой дымкой и т.п. Она ответила, что никогда не пробовала, насколько ей известно, ни крупицы ни в каком виде, а при описании следовала методу, к которому всегда прибегала, если требовалось описать нечто неизведанное в реальности: надо напряжённо думать об этом явлении в течение многих вечеров непосредственно перед сном, пытаясь представить, как оно выглядит или могло бы выглядеть, пока наконец (иногда пауза в написании романа длится несколько недель), проснувшись поутру, не увидишь всё так ясно, словно сам пережил это в жизни. Я не могу объяснить это с психологической точки зрения, но уверена, что всё было так, как она рассказывала..." Элизабет Гаскелл "Жизнь Шарлотты Бронте". Увидено у paslen.

Шарлотта Бронте, судя по её опробованию опиума, знала толк в языке. Да и не только судя по её описанию виртуального приёма опиумной настойки. Конечно же, можно даже напиться, если сидишь рядом с пьяным, не беря ни грамма в рот. А уж если рассказывают про то, как напились, можно совсем хорошо опьянеть, если рассказ правильный. То ли это "зеркальные нейроны", то ли сама функция языка в том и есть, чтобы передавать опыт, не передавая вещи, чтобы не тормозить передачу опыта.

Помню, когда на филфаке попалась она в программе, читать нужно было много, а я сразу увидел, что пишет она совершенно, и подумал, что зачем читать, и так всё ясно, она приятный честный человек, и ещё подумал, что вот будет время, как отучусь, не будет гонки программы, тогда почитаю. Ага, как же. Я покупал её книги на английском, иногда читал их по несколько страниц, всегда утешало, что есть же люди, как Ш. Б., кто основательно шарит в том, как получить удовольствие от пиши-читай. Нет, времени потом не наступает свободного. Точнее, оно наступает, но я не перечитывал никогда хоть что-то на второй раз. Неинтересно читать или дочитывать уже известное.

Четыре раза на филфаке я писал пьесы для весёлых школьных и студенческих постановок на тему истории литературы. Шарлотта была у меня неизменно в этих пьесах в роли эксперта, и роль эта осуществлялась так: пока остальные литераторы у меня спорили и более-менее смешно не понимали друг друга, она у меня простецки выпивала два литра пива или две бутылки вина на ночь (она и в жизни так делала), ложилась в оживлённом писательском салоне спать ("вздремнуть") и иногда выдавала пророческие, якобы невпопад, из глубины своего сна, фразы, романтические, всегда связанные с приходом в её сны жаркого мужчины. В общем, роль её у меня всегда была всех простецки смущать-отрезвлять. Шарлотта была инстанцией удовольствия, которому было наплевать на его тематическое наполнение. Она знала, что всё удовольствие чаще всего заключается в самом устройстве фикциональности, то есть, в устройстве одной особенности нашей головы, а не в том, кто взаправду прав или виноват и что взаправду было. Собственно, литература - она об удовольствии.
Tags: фикциональность
Subscribe

  • Немецко-турецкая ненависть: эксцесс на Хауптштрассе

    Молчаливая всегдашняя ненависть между турками и немцами иногда принимает всё же жестокие обороты. Только что был тому свидетелем, ходил вечером в…

  • Садомазо возобновилось после ковида

    В этом плане больше всего поразил меня две недели назад парень, берлинец, сразу мне приславший свои фотографии в голом виде, исписанный с ног до…

  • Куколды одолели

    Изложу мою теорию того, почему стало так много куколдов. Сразу скажу, что эта теория основана на весьма сейчас непопулярной идее конвенциональности и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments