Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:

Транспарентность, транзитивность и непересказуемость

Древние искусства и деятельности мало транспарентны и мало транзитивны, их результат приносит меньше удовольствия, чем процесс, зритель получает меньше удовольствия, чем делающий. Пищеварение, каллиграфия, думать, секс, живопись, танец, пение - всё это может оставлять равнодушным зрителя, если он не переживал этого сам (вкус определённой еды, определённые движения в танце или в сексе или в пении). Всё это связано с телом, и оно очень древнее всё. Думать, кстати, тоже. Куда как интереснее и приятнее писать (думать, то есть, самому), чем читать чей-то текст. Рисовать тоже гораздо интереснее, чем рассматривать чей-то рисунок. А уж петь и подавно - требуется соучастие, чтобы полностью прочувствовать, да, собственно, горло и просится в песню, когда слушаешь что-то зажигательное, хочется подпевать, а также ноги сами идут в пляс, когда видишь отличный зажигательный танец, счастливых людей в нём. Хочется думать, когда читаешь что-то стоящее, сам начинаешь говорить и думать. Когда видишь как кто-то вкусно ест - у самого слюни текут. Когда видишь как кто-то ебётся от души - у самого стоит. И так далее - все древние деятельности и искусства завязаны на симпатию, эмпатию, зеркальные нейроны, приобщение, групповую идентификацию. Удовольствие в этих видах деятельности можно получить, только самому ими занявшись. То есть, результат неотрывен от деятельности - переносу не поддаётся (не транзитивен), пересказать его невозможно.

Не то "новые искусства". Их результат транзитивен. Это следующая ступень эволюции: передача опыта в отрыве от деятельности: например, словами можно вполне научить чему-то, пусть и приблизительно, но уже не втягивая в непосредственную деятельность, в подражание здесь и сейчас. И новые искусства и деятельности транспарентны, их не спрячешь в животе, во рту, в голове, в слизи. Например, кино: деятельность очень муторна по его производству, делается оно многими людьми, рутиной, отдельные люди и не могут получить в процессе деятельности удовольствия, результата своей деятельности. Но его, полностью транспарентный, буквально прозрачный, состоящий из света результат - получает зритель. И в результате содержится всё, что хотел сказать автор, всё выражено, всё нашло свои формы, и для передачи этого результата-сообщения-переживания вовсе не нужно повторять всю деятельность по производству кинофильма. Или вот строительство кораблей: те, кто строят, совсем не умеют и не будут плавать, и даже плохо представляют себе, что строят, каждый занят только фрагментом. Музыка тоже сравнительно нова: она уже оторвалась от условий производства звуков, ритм стал ритмом сам по себе, опознаваем как ритм, а не как удары по голове определённому человеку, к примеру. А тембры инструментов совсем потеряли значение, остаётся важна всё больше мелодия, её-то, абстракцию, и напевают, а вовсе не звуки трубы или тембр виолончели или валторны имитируют.
Tags: архаическая истина, история искусства, психофизика
Subscribe

  • Наука с нечеловеческим лицом

    В науке "...есть свои кодлы, паханат, шныри, опущенные - только всё это осуществляется мягко, неявно, хитро и завуалировано. Ничего удивительного…

  • (no subject)

    Обосраться летом в Берлине в жару прям на улице, отведав фастфуда (фалафель, купленный в сети, не с лотка на улице, не у турков) - это обычное дело.…

  • Зима

    Впервые увидел сегодня целый зал, около двадцати работ, зимы у французских и немецких импрессионистов. Столько непривычной зимы сразу! Это нуждается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment