Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:

Американская улыбка: зачем нужна формальная вежливость?

Коммерциализация вежливости проходит в Берлине туго, американская улыбка не приживается, и в наступившем году это чувствуется и это радует: в огромном супермаркете Kaufland все продавцы как один перестали спрашивать, как дела и всё ли у вас в порядке, перестали желать доброго утра и хорошего дня вне зависимости от времени суток. Цена этой вежливости, таким образом, это время работы продавцов.

Я и раньше пропускал всю эту трескотню мимо ушей молча, или, когда хотелось, рассказывал, как у меня дела, так как я не привык к этому американскому лицемерию в Берлине (помню, в ноябре ранним утром рассказывал громко всей очереди, как пахнет немытый член, когда дрочишь утром, такие, мол, дела - многие отваливали в другую очередь, едва не поблевав, а кассир тогда нервно выбежал из-за кассы - ведь их так и не научили сначала в школе тому, что вопрос предполагает ответ, а потом в ПТУ тому, как остановить собеседника, если ответ неверный), да и сами уставшие от этой жвачки коммерчески требуемых эмоций продавцы ещё в декабре часто желали доброго утра или хорошего дня поздно вечером.

Теперь их, видимо, настропалили экономить время. И правильно, экономия времени приносит больше дохода, чем тупые никчёмные улыбки и расспросы покупателей с бутылкой минералки на кассе. И никак не прижилась в Берлине американская улыбка и приветствие в форме вопроса (по сути, принуждение к "правильному" ответу - интересный коммуникативный акт заставления собеседника присягнуть тому, что свои дела он будет скрывать с достойным видом, тому, что главное выглядеть прилично и забивать свои дела подальше с глаз - правильный ответ на "как дела" только один, и он известен заранее). Принуждение особенно раздражает, когда рядится в невинную форму и хочет быть обычным как приветствие.

Я не понимаю коммуникативной ценности формальной вежливости? Возможно. До некоторых границ я её понимаю и ценю, и я не настаиваю на том, чтобы углубляться в дела собеседников, а попросту исполнить социальный ритуал освидетельствования тех, кто рядом, на предмет безопасности нахождения рядом с ними, минимальной адекватности. Пока она незаметна и не шкрябает по ушам.

Однако же, замечу, такое равнодушие людей друг к другу, такой степени, что оно выражается даже уже как неравнодушие - такого равнодушия я переносить не могу. Я же человек. И все эти тренировки формальной вежливостью моей толстокожести мне неприятны, так как я человек и хочу и могу испытывать или не испытывать реальный интерес или равнодушие к людям, и проверять людей на адекватность считаю низостью, свинством, безделицей.

И ещё дело в том, что мы не подписывались давать правильные ответы на "как дела". Эту американщину, вообще традицию формальной этики, нам пытаются навязать продавцы. А так-то, будь это устоявшейся здесь традицией, я бы не стал смущать в ноябре тогда продавца и очередь моими рассказами. Я не пытался рассказать тогда об утреннем сексуальном опыте громко, всего лишь было хорошо слышно всем в силу акустики и малого пространства у кассы - да и что такого-то, ну, человек подванивает, гораздо неприятнее, если на кассу приносят завонявшуюся селёдку и просят вернуть деньги, расписывая её аромат или же если в очереди стоит бич и воняет вообще так, как ни одна селёдка и ни один хуй вонять не способны.

Да и формальная вежливость воняет не хуже бича! Потому что это тупейший, грубый маркетинг, а никакая не вежливость, а принуждение к эмоциям. В действительно хороших магазинах (наценка в среднем по городу три-пять процентов в отличие от всенародного Kaufland-а) хозяева их не утомляют своих работников и покупателей этой попугайщиной как-делами.

Мне нравится, что формальная этика не стала здесь традицией, и, таким образом, что не надо знать единственный правильный ответ. Это очень оскудняющая жизнь установка была бы.

Формальная этика говорит о том, что лицемерия как бы и нет потому, что оно стёрлось, заезжено! Но именно тем лицемерие и есть и сильно, что его как бы и нет - именно к этому нас и хотят приучить, к сглатыванию лицемерия. Принуждают этой невинной трескотнёй. В магазине это очень выгодно продавцу. Вернее, хозяину сети магазинов.

Вежливость может быть живой, то есть, обоснованной, и проявляться и в действиях (открыть дверь, подать пальто и т.п.), а не формальным, ни к чему не обязывающим продуктом маркетинга.
Tags: Америка, Берлин, Европа, капитализм, лицемерие, насилие, очередь, этика
Subscribe

  • (no subject)

    Депрессия помогает самоизоляции, а самоизоляция способствует депрессии - основа карантина как средства борьбы с эпидемией: чем меньше контактов, тем…

  • Психотерапия построена во многом на инфантилизации пациента

    Знакомая писательница терпит постоянно финансовые бедствия, сколько знаю её, шесть лет уже, хотя издала за это время две книги, одну художественную и…

  • Норма - 2

    Сэлинджер пишет о том, что многие солдаты, увидевшие лагеря уничтожения в Европе, впали в депрессию, да так, что их отправляли с фронта домой. Я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments

  • (no subject)

    Депрессия помогает самоизоляции, а самоизоляция способствует депрессии - основа карантина как средства борьбы с эпидемией: чем меньше контактов, тем…

  • Психотерапия построена во многом на инфантилизации пациента

    Знакомая писательница терпит постоянно финансовые бедствия, сколько знаю её, шесть лет уже, хотя издала за это время две книги, одну художественную и…

  • Норма - 2

    Сэлинджер пишет о том, что многие солдаты, увидевшие лагеря уничтожения в Европе, впали в депрессию, да так, что их отправляли с фронта домой. Я…