Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Category:

Почему же немцы не приняли американскую улыбку, а также постирали фэйсбуки?

... а в самой всенародной торговой сети Kaufland её с первого января отменили (в более-менее немассовых супермаркетах, например, в Rewe, её никогда и не практиковали на моей памяти), и теперь стало дышаться свободнее и продавцам и покупателям - все вернулись к честно смурным лицам, к сочувствию в скорби (для немца жизнь - это крайне серьёзное мероприятие, юдоль труда и скорбей), а вот жанр smalltalk-a всё же остаётся любим?

В формальной вежливости показывается понимание неписаного, такое понимание, которое выше, ценнее буквального смысла, происходит присяга требуемому смыслу, показывается его принятие ("ну мы-то с вами знаем, хотя балаболить можем что угодно"). Происходит (игра в) создание "наших ценностей, которые выше любых слов".

Отсюда 1) в ритуале формальной вежливости можно произносить что угодно, к примеру, "Заходите в любое время", не желая посещений в любое угодное посетителю время, "Как жизнь", не желая узнать даже совсем ничего о жизни приятеля, или, теоретически, в качестве приветствия можно сказать "Глокая куздра", а ответить "Штеко будланула бокра!", а вместо "Заходите когда хотите" сказать "Мама мыла раму" - смысл считывается не из слов, он утверждён до всяких слов, а подтвердить его желательно более-менее верными словами, чтобы ещё раз показать свою тактичность, знание ритуала, а не просто мудро и грубо промолчать;

2) ритуал формальной вежливости сопровождается смехом, смотрением в глаза, потому что мы смеёмся над теми, кто не с нами сейчас в этот тёплый момент понимания без слов, поверх слов, вопреки словам.

И потому ещё все эти "Заходите в любое время" сопровождаются смехом, что в формальной вежливости обслуживается также и установка на то, что человек должен и может постоянно, несмотря ни на что, найти силы держать лицо, улыбаться, отвечать на "как жизнь", что всё хорошо - человек сильный, достойный значит (это помимо того, что люди, которым выпало крутиться в кругу формальной вежливости, постоянно должны улыбаться в знак того, что партнёр им приятен).

Собственно, вот почему немцы не приняли в универмагах американскую улыбку: она слишком уж втягивала в общность, которая здесь, в этой северной трудной стране, должна быть избирательна.

Общность должна иметь высокую цену, чтобы она тешила самолюбие, и цену общности потому нужно набивать, и потому же она не должна распространяться на всех, а также должны быть только очень веские основания распространить общность сверхценностей и понимания без слов на ещё один круг лиц (продавцы).

Хотя, конечно, с продавцами формальная вежливость совсем уже не создаёт никакой общности непроговоренного смысла. Это тоже раздражало немцев: бессмысленность усилий на улыбку и какделакание.

К тому же у немцев и так много игр, в которых надо улыбаться. А улыбаться и играть немцам по природе не свойственно (жизнь юдоль скорбей, а любить ближнего надо не потому, что он приятен, но потому, что приятно должно быть исполнять долг любви к ближнему, а если и это неприятно, то приятно стремиться к любви к долгу - писал самый немецкий философ Кант). Какие-то сети, сраные торгаши ради своего прибытка заставляют играть лицом, а это лишний труд, это отвлекает от серьёзности, сосредоточенности на чём-то главном.

А вот галстук носить можно, кстати. Не трудно.

Так, например, провалилась в Германии фэйсбук-утопия: кролики тоже думают, что они занимаются любовью, а на самом деле их разводят -
здесь так фэйсбук поняли, что Цукерберг (Сахарная Гора) хочет легко заработать на нашей болтовне и адресах-телефонах, мы тут и контент создаём привлекающий и ещё и рекламу же глотать обязаны - нетушки! и стало модным в Германии года три как фэйсбук стирать, да и вообще нет в мире ничего унылее немецкого фэйсбука.

А вот smalltalk-и немцы любят, ведь в них поток формальной вежливости реализуется именно что в важном деле: в долге любви к ближнему, среди совсем уж ближних, а не с какими-то там продавцами (интересно, впрочем, что продавцы, торговые сети стали переживаться как противники - видимо, страна действительно обеднела в последние лет пятнадцать).

Можно набалтывать часами эти smalltalk-и, это как игра в выносливость, в социальную адекватность, как спорт, как демонстрация познаний всего социального театра, и, конечно же, как и в любом акте формальной вежливости - это наслаждение тем, что мы без слов друг друга понимаем, обладаем сверхценностями, которые выше того, что мы говорим.
Tags: Кант, немцы, этика, этика в сети, этикет
Subscribe

  • Готовлюсь к НГ

    LED-гирлянды светят полным простым светом, немного ледяным, даже если имитируют оранжевый свет. Купил много, потому что приедет дочка. Её парень,…

  • (no subject)

    Всегда видится как необычное во французском кино то, что дети и родители могут обсуждать друг с другом свои эмоции, чувства. Не только у Озона, но у…

  • бабосаня

    По радио у людей в машине играет на всю улицу Вилли Токарев, песня, в детстве кошмарившая меня двумя персонажами из припева, а именно, так, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments