Саша Силкин (berlinguide) wrote,
Саша Силкин
berlinguide

Categories:
  • Music:

русская покаянная литература

Вот тогда, кажется впервые в жизни, я ударил человека по голове. Не в драке на школьном пустыре, но беззащитное и безответное существо низшей касты. Как в своё время Радик Айварович. Совсем как в старозаветные времена старший сержант Полозов. Разрываясь от отвращения к себе и двусмысленности происходящего. Но гаркнул как подобает ситуации и вмазал по затылку тем, что было в руке, сверху вниз, подгоняя нахала подняться.
По иронии, в руке у меня в тот момент был свежий номер «Нового мира», о премии которого я узнал сегодня.

Дм. Бавильский


1. наполне моего желуде червие обглодавше голову гретхен.
2. пришив голова гаргарит к мой левое плеч.
3. ампутир мой конечност переработ в клеевое клеит обои в.
4. наполнит мой прямокишечно глаза немецкорусски дети.
5. ампутиро мой члн переработо в гуталино подаро цк.
6. нашпиговано мой тело золото зуба еврее.
7. выстреле мой тело большая берта в неб велик германия.

Вл. Сорокин


Русские писатели пишут так: когда-то кого-то ё...ет по голове чем-нибудь тяжёлым, а потом каются и каются в последующих литературных произведениях. paslen, я говорю не о Вас (я не вникал в покаянную или оправдательную тенденцию в Вашей прозе), ну, не только о Вас (в этой записи, которая и стала поводом к моему размышлению о покаянии, я всё же нахожу совмещение покаяния и оправдания - как раз об этих двух логиках речь ниже).

Не знаю, верны ли мои рассуждения о покаянии. Мне представляется так:

Покаяние - это получение (возвращение) идентичности (группового приятия, "места") посредством ритуального, репрезентативного (демонстративного) поведения. Да, звучит, конечно, бихевиористски, овнешняюще, и покаяние - это больше, сложнее, это целый механизм в сознании, и часто групповое приятие может и не потребоваться на финале, грехи так, как говорится, давят, что всё равно в петлю лезть (иногда: уход из группы: претендовать на групповую идентичность представляется покаявшемуся несовместимым с его поступком - да и невозможно после некоторых признаний).

В архаическом обществе такого покаяния не было, было возмездие, а также действовал и просто расчёт, конечно же, основанный на том, что группа мала. Ну, дал какой-нибудь paslen по голове другому члену племени, например. Надо бы дать ему ответно, но как? Голова paslen-а гораздо ценнее, например, чем та, по которой он сам ударил, и бить по ней нельзя, а то и вовсе нельзя бить paslen-а потому, что он много чем хорош. Группа не может позволить себе потерять ценного paslen-а из-за каких-то его выходок, из-за чьей-то, даже, допустим, совсем убитой головы.

В обществе развитого христианства и капитализма покаяние анонимно, индивидуально, психоаналитично (работают механизмы оправдания), и скорее всего, тоже действует в каком-то новом виде механизм групповой стоимости: ну зачем же убивать убийцу, если он, выйдя из тюрьмы, способен ещё работать и платить налоги. Так действует Закон: отвечает убийца не малой группе, из которой был убитый, а Абстрактному Закону ("мне возмездие, и я воздам"): происходит рассеяние вины, её размен. И так вместо утраты двух членов сообщества на тот свет отправляется только один, у второго "отнимается", со всеми амнистиями и хорошим поведением в зоне, лет семь-десять только жизни. Экономия такая. Я сказал, что ещё есть у покаяния некая внутренняя сторона: так вот в этом плане, в плане "душевной работы" (точнее: просто индивидуальной наррации) действуют или логики оправдания или вытеснения, вот на них упор (т.е., на то, что иди ты со своей виной подальше, не нарушай ход работы капитала). Поэтому, когда Гюнтер Грасс начинает рассказывать далеко постфактум о своей службе в СС, он непонят и ещё и "обвинён": Грасс не может служить в СС, это отменило бы сам механизм покаяния (см. определение думя абзацами выше). Ну а никакое признание перед лицом группы невозможно: убьют сразу, если выгодно (процессы суда над Хуссейном или Нюрнбергского). Поэтому сожжения дневников, посмертные признания, демонизации сексуальных маньяков и разных "отдельных личностей", и вообще в капиталистическом обществе покаяние запоздалое: не сразу по преступлении, а когда уже срок преследования по делу вышел. Вот скажи Гюнтер Грасс в предисловии к первой кижке про свою службу в СС: и не было бы никакого нобелевского лауреата Гюнтера Грасса, путь его был бы неизмеримо долог даже к городской литературной премииSS.

Русская покаянная литература (это, как я понимаю, клише, и пусть это только миф, но как многие его поддерживали и так и поняли сами же свою прозу или предшественников) уникальна совершенно открытым, с неконкретным адресом, публичным покаянием: его адресат - и не малая группа, и не большое персонально неизвестное сообщество, это некоторое совсем чистое покаяние, перед Группой (= Богом, = Совестью, = Собой). Русские: уже не архаическое общество, но ещё и не общество христианства и капитализма. Скорее однообразная горизонтальная струтктура, недоиерархизованная (недоколонизированная, как хорошо заметил когда-то ivangoghИван Гог, отвечая shaherezadaШахерезаде, с опаской и неудобствами привозвшей немецких студентов в Россию) взвесь малых групп и сообществ. Покаяние выступает в чистейшем (ритуальном) виде, без капиталистических и индивидуализованно-христианских усложняющих добавок. Человек просто говорит всем, что он кого-то по голове чем-то как-то того. Ожидания возмездия, как в архаическом мире, не присутствует, вытеснять или оправдываться как в капиталистическом мире - незачем: рассказаное не нарушит никаких уже технизированных циклов (их или нет, или же всякие рассказы - как продолжения присутсвия Абсолюта, Закона - их нет - вот почему русская политика - это почти ничего не отражающая из реального порядка болтовня, и речь мало связана в России с делаемым), да и больше можно сварить (помимо собственно "открытий" сложности и противоречивости человеч. психики - т.е. банального усложнения индивидуализованной ниши, кельи, в которой можно укрываться, к тому же имитируя этим укрытием страх перед уже несуществующей, но так приятной групповому модулю нашего сознания, народному сознанию, - уже несуществующей архаической группой, общаком) на просто ритуале рассказа: сообществу так нужна интеграция, что подрыв каких-то там представлений о том, как не пристало писателю служить в СС (Грасс) или играть рулетку (Достоевский) или охотно быть со спермой немецкой овчарки и пробкой в жопе (Сорокин, "Месяц в Дахау") - неважно. Для русской литературы в моё определение покаяния мне хотелось бы добавить ограничитель "только лишь": "Покаяние - это получение (возвращение) идентичности (группового приятия, "места") посредством только лишь ритуального, репрезентативного (демонстративного) поведения".

Возвращение - в группу, род, к читателям (в ЖЖ, писателя из забвения или из тюрьмы или запоя), в семью (из тюрьмы, алкаша, с войны, из космоса, от любовницы): вот тот кайф, лирика возврата и интеграции, которые можно почерпнуть в русской литературе, катарсис, уже потерянный в Люксембурге, например, да вообще в странах Евросоюза. Сюжет возвращения - основа романа воспитания, и основа великой покаянной русской литературы. Я другой такой страны не знаю, где ещё так возможно покаяние.
Tags: покаянность, судьба России
Subscribe

  • (no subject)

    Каштан - очень доброе дерево. При обилии его цветов оно совсем не аллергично, я ни от кого не слышал и нигде не читал того, что аллергия от цветения…

  • Разное и единое

    В целях сбора подписей побывал сегодня в квартирах двух немецких френдов и мне пришлось изменить моё мнение о бытовых привычках интеллектуалов и…

  • (no subject)

    Симпатичного когда-то соседского пса, пушистого толстика, оказалось, всю зиму скрывали дома, потому я его не видел на улице. И сейчас он никакой не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • (no subject)

    Каштан - очень доброе дерево. При обилии его цветов оно совсем не аллергично, я ни от кого не слышал и нигде не читал того, что аллергия от цветения…

  • Разное и единое

    В целях сбора подписей побывал сегодня в квартирах двух немецких френдов и мне пришлось изменить моё мнение о бытовых привычках интеллектуалов и…

  • (no subject)

    Симпатичного когда-то соседского пса, пушистого толстика, оказалось, всю зиму скрывали дома, потому я его не видел на улице. И сейчас он никакой не…